Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Лосев А. Из бесед и воспоминаний

В моей жизни было одно десятилетие, наполненное необы-
чайно бурными и страстными событиями философской мысли.
Это был конец гимназических лет, университетские годы и пер-
вые годы после окончания университета, то есть десятилетие
между 1910 и 1920 годами. Я с упоением и с непрестанными
восторгами впитывал тогдашние философские направления, по-
ка даже не стремясь к их критике или синтезированию. После
увлечения астрономическими романами Фламмариона (они бы-
ли приложением к одному тогдашнему молодежному журналу,
который я выписывал) я неизвестно какими судьбами наткнулся
на Владимира Соловьева. Тогда я не очень разбирался в фило-
софско-исторических взглядах этого мыслителя, в его обще-
ственно-политических идеях, церковной концепции и утопизме. Я
с жаром вчитывался в его чисто теоретические трактаты, а также
литературно-критические статьи. Меня поражала ясность мысли
Соловьева, когда он говорил, что если брать действительность в
целом, то она превышает каждую отдельную вещь, хотя в то же
самое время и не может не отражаться на каждой отдельной
вещи. Это учение о всеединстве еще и теперь представляется
мне азбучной истиной, без которой не могут обойтись ни идеа-
листы, ни материалисты.
Удивительным образом и опять не знаю почему я с потря-
сающим энтузиазмом впитывал в себя впервые тогда появляв-
шиеся сообщения и теории относительности Эйнштейна. Меня
приводило в восторг,? и, по-моему, гораздо больше, чем про-
фессиональных математиков и механиков,? то, что пространство
вовсе не есть пустая и черная дыра, но что оно везде разное,
везде имеет разную кривизну и, так сказать, свою специфи-
ческую физиономию.
Меня потрясло знакомство с уравнением Лоренца, которое
изображало объем тела в зависимости от скорости движения те-
ла и согласно которому тело со скоростью света вообще теряло
всякий объем, а со скоростью выше скорости света принимало
объем тела как мнимую величину. Я не придавал значения тому,
что в природе не существует тела, которое двигалось бы со ско-
ростью света. Меня потрясало только то, что превращение объ-
ема тела в нуль вполне мыслимо, что это чудо можно математи-
чески точно формулировать.

В те времена Бергсон гремел на весь свет. Мог ли я в те
времена не изучать Бергсона? Я никогда не был бергсонианцем
и Бергсона во многом критиковал. Но его книга ?Творческая эво-
люция? произвела на меня впечатление на всю жизнь. По-
моему, это даже и не философия, а какая-то напряженная дра-
матургия, изображавшая трагическую борьбу жизни за свое су-
ществование в окружении мертвой, неподвижной и безжизнен-
ной материи. С тех пор жизнь навсегда осталась для меня дра-
матургически-трагической проблемой. Также и неокантианцы,
тоже гремевшие тогда на весь мир, никак не могли пройти мимо
моего внимания. И опять-таки я никогда не сочувствовал логи-
ческому монизму неокантианцев и всегда с ними боролся. Но то,
что логическое мышление непрерывно, континуально и творче-
ски движется, с таким воззрением с тех пор я уже не расставал-
ся. Коген прямо разрабатывал свою теорию непрерывно по-
движного мышления при помощи математического учения о бес-
конечно малых. Ведь бесконечно малое в математике не есть
какая-то устойчивая величина, но то, что ?может стать? меньше
любой заданной величины, никогда не превращаясь в нуль. Дру-
гими словами, учение о бесконечно малых было учением о не-
прерывном и сплошном развитии логической мысли. И опять-
таки, воюя целую жизнь с неокантианским логицизмом, я навсег-
да усвоил идею творчески-мыслительного континуума, функцио-
нирующего наряду с единораздельными структурами.
Я не буду специально говорить о Гуссерле, у которого я на-
учился понимать эйдос как прямую и непосредственную, но ло-
гически структурно обоснованную данность. В те времена это
тоже было для меня целым откровением. Но еще большим от-
кровением было изучение неоплатоника Плотина и раннего
Шеллинга. Были месяцы, когда я не расставался с ?Философией
искусства? и с ?Системой трансцендентального идеализма?
Шеллинга, всасывая буквально каждую страницу из этих сочине-
ний и услаждаясь их системой. Напомню, что эти сочинения
Шеллинга в те времена еще не были переведены на русский
язык, так что услаждение мое возникало при чтении немецкого
текста Шеллинга. До знаменитых томов ?Философии мифоло-
гии? и ?Философии откровения? руки у меня тогда не доходили.
Было два гениальных человека, которые тоже стали для
меня целым откровением и тоже на всю жизнь. Во-первых, До-
стоевский. Говорить об этом можно было бы бесконечно долго,
но я сейчас выдвину только одну идею, в те времена для меня
новую и тоже потрясающую. Это идея мелкого, слабого и ни-
чтожного человека, познавшего окружающую его космическую
бездну и оказавшегося не в состоянии справиться со своим
ничтожеством, а иной раз даже способного упиваться им. К это-
му можно относиться по-всякому. Но сейчас я говорю только о
том, как это переживалось мною в то достопамятное десятиле-
тие. Другое великое имя ? это Рихард Вагнер. В 1913 году, в де-
кабре, Большой театр поставил две первые пьесы из его
?Кольца Нибелунга?, а в январе 1914 года ? две другие пьесы из
той же тетралогии. Насколько я себе представляю, именно Ва-
гнер (и, может быть, еще русский композитор Скрябин) форму-
лировал для меня то мое глубочайшее настроение, которое сво-
дилось к чувству надвигающейся мировой катастрофы, к страст-
ному переживанию конца культуры и чего-то действительно вро-
де мирового пожара. О таком понимании Вагнера, между про-
чим, появилось целое мое исследование в ?Вопросах эстетики?
(1968, Е 8).

В первом ряду слева между вторым и третьим гимна-
зистами, чуть в глубине стоит Алексей Лосев.
Фото 1909 года

Было три обстоятельства, которые обусловили собою и
сделали понятными мои позднейшие марксистские методы. Во-
первых, еще в ранней юности я страстно предавался диалекти-
ке. Гегель, Шеллинг и неоплатоники были глубочайшими диалек-
тиками, хотя, конечно, чисто идеалистическими. Во-вторых, я
всегда с полным отвращением относился ко всякому формали-
стическому изолированию отдельных гуманитарных дисциплин.
И античность, и средневековье, и новые времена всегда пере-
живались мною как целостные культуры со всеми внутренними и
со всеми внешними сторонами. И в-третьих, как я сказал, еще с
1913 года я был поглощен идеей обреченности культуры буржу-
азного Запада. Ведь у Вагнера вся мировая трагедия в том и за-
ключается, что нашлись такие дерзкие герои, которые выкрали
золото, вечно покоившееся на дне Рейна. Вагнер изображает,
как это золото переходит из рук в руки, вызывая везде несчастья
и смерть. Даже боги гоняются за этим золотом. И в результате
верховный бог Вотан, познавший трагедию погони за золотом,
сжигает на небе дворец богов, построенный за счет этого золота.
Этот дворец погибает в огне, а с ним и все боги, и сам Вотан.
Глубоко и страстно переживая эти три идеи, я начиная с 30-го
года совершенно легко и свободно стал применять марксистские
методы, конечно, со своим собственным и специфическим их
пониманием.
Большую роль в моем обращении к марксизму сыграла пу-
бликация русского перевода ?Диалектики природы? Ф. Энгельса
в 1925 году и выход в свет отдельным изданием ?Философских
тетрадей? В. И. Ленина в 1934 году.
В 10-е годы я участвовал в работе двух научных обществ.
Это психологическое общество при Московском университете,
руководителями которого были Л. М. Лопатин и Г. И. Челпанов.
И кроме того, я посещал религиозно-философское обще-
ство имени Вл. Соловьева, которое собиралось в доме извест-
ной меценатки М. К. Морозовой на Смоленском бульваре. Это
была богатая и очень красивая женщина, покровительница,
кстати сказать, таланта Скрябина, которая содержала издатель-
ство ?Путь?, но не по коммерческим соображениям, а потому,
что была бескорыстно предана делу культуры. И между прочим,
первый доклад, который я там прослушал,? это доклад Вяч.
Иванова ?О границах искусства?. Этот доклад был потом напе-
чатан в журнале ?Труды и дни?.
На одном из заседаний я читал доклад о сравнительной
характеристике диалогов Платона ?Парменид? и ?Тимей?. По
докладу выступали несколько лиц, в том числе председатель
общества Г. А. Рачинский и П. А. Флоренский. Там собирался
тогдашний цвет философско-литературного общества, там все
были, не только столичные философы. Из Киева, например, при-
езжал Шестов? Я какой-то его доклад слушал в психологи-
ческом обществе. По-моему, назывался ?Memento mori?. Инте-
ресно, глубоко, но не академично? У него тип литераторский, а
не академический. А я все-таки как-никак прошел академическую
школу и не мог быть настолько символистом и декадентом, что-
бы отвергнуть академическую формалистику, никак не мог.

Мой идеал ученого? Ну так трудно сказать, но я думаю, что
к идеалу приближается Зелинский Фаддей Францевич, в Петер-
бурге, который, во-первых, был в душе поэт-символист, а во-
вторых, крупнейший, европейского масштаба, исследователь ан-
тичности. Сейчас я думаю, что он часто увлекался и преподно-
сил ее односторонне, но все-таки он ее давал в очень живой ху-
дожественной форме, очень оживленной форме? Так что его
статьи в трех томах, которые называются ?Из жизни идей?, чи-
таются и сейчас с удовольствием и пользой. По-моему, вот это
вот совмещение классика, филолога-классика, поэта и критика
замечательно. Ну, так же был настроен Ин. Анненский.

Своим учителем считаю Вяч. Иванова? Меня к нему при-
вел поэт и переводчик В. О. Нилендер. Вяч. Иванов читал мою
дипломную работу ?Мировоззрение Эсхила?, читал, сделал мно-
го замечаний. В общем, отношение его было положительное, но
сделал много таких замечаний, которые мне пришлось учесть?
Очень внимательно отнесся? Он защитил диссертацию на ла-
тинском языке в Германии, он настоящий филолог-классик.
Москвичи его, конечно, не признавали. Потому что он символист,
он декадент и все такое? Они не признавали, но его признавали
и в Германии, и в Риме, где он преподавал в университете. А
Москва его не признавала! Ну, Иванов не всем по зубам. Это
слишком большая величина, чтобы быть популярной. По-моему,
он никогда популярен не будет. У него каждая строка, каждое
стихотворение несли глубоко символический смысл?

Мы два в ночи летящих
метеора? ?

такая образность по природе своей не проста, не общедоступна.

Пушкин и Лермонтов ? это русские классики. Классика и
должна быть умеренной, не увлекать в стороны, глубокой, но в
меру. Классика славится общепонятностью, отсутствием излиш-
них увлечений. ?Румяной зарею покрылся восток??. Что это та-
кое? Это большая образность. Это метафорическая образность,
не символическая. ?Море смеялось? ? вот простой пример ме-
тафорической образности. А когда у Вяч. Иванова говорится:
?Мы ? всплески рдяной пены Над бледностью морей?? ? это
символизм. Причем это не прихоть художественная, а широкая
объективная картина. Это чувство глубинной образности. И то,
что делал Вяч. Иванов в поэзии, повлияло на мой подход к из-
учению античности. Для меня стояла задача не просто сделать
текст понятным. Прочтите мою характеристику Сократа. Я ста-
раюсь найти в его словах скрытый символ. Или возьмите мою
характеристику Плотина. Для меня символизм ? это наивысший
реализм, а не субъективизм. Субъективизм ? это декадентство.

Сущность романтизма наилучше можно понять только с ис-
торической точки зрения. Именно он есть порождение того абсо-
лютизирования человеческого субъекта, которое зародилось в
эпоху Возрождения взамен средневекового абсолютизирования
личности более высокой, чем человек и весь мир, и даже их со-
творяющей. Но эта абсолютизированная человеческая личность
в течение ХVII и ХVIII веков проявляла себя пока только в виде
отдельных своих способностей ? либо внешнечувственной
(английский эмпиризм), либо внутреннемыслительной
(континентальный рационализм).
И только в конце ХVIII века Кант впервые построил концеп-
цию человеческого субъекта в цельном виде, включая все его
эмпирические и рациональные способности и оставляя на долю
объективного мира только непознаваемые вещи-в-себе. Но уже
ученик Канта Фихте в 90-х годах ХVIII века решил и вещи-в-себе
понимать тоже как категорию человеческого субъекта, правда,
предельно обобщенную. Но когда и вещи-в-себе оказались до-
стоянием человеческого субъекта, получилось, что сам челове-
ческий субъект оказался не чем иным, как все тем же универ-
сальным объективным миром, но уже данным человеку в макси-
мально понятном и продуманном виде, данным как имманентное
и адекватное переживание.
Тут-то, на рубеже ХVIII и ХIХ веков, и возник романтизм как
философия имманентно пережитого объективно существующего
мироздания. Это означало, что каждая реальная вещь, событие,
общественная структура или исторический период стали тракто-
ваться как символ бесконечного объективного мира с выте-
кающей отсюда настоятельной склонностью к фантастике и к
проповеди ухода в бесконечные дали абсолютно объективной
действительности. Сущность романтизма поэтому заключалась,
во-первых, в том абсолютизировании человеческого субъекта,
которое началось еще в эпоху Возрождения, а во-вторых, в пре-
одолении этой абсолютизации путем расширения человеческого
субъекта до космических размеров или по крайней мере до про-
поведи фантастического ухода в бесконечность для достижения
имманентно переживаемой универсально-мировой действитель-
ности.
Поэтому сущность романтизма я бы выразил при помощи
следующего афоризма Новалиса: ?Моя возлюбленная есть со-
кращенное подобие (Abbreviatur) вселенной, а вселенная есть
распространенное подобие (Elongitudo) моей возлюбленной?.

Распались старые философские общества, в 1921 году бы-
ло отменено преподавание древних языков? Так что в 20-е годы
и в первой половине 30-х классическая филология была пред-
ставлена довольно скудно. Ну из этой области только переводы
поэтов выходили ? Гомера, Гесиода, Эсхила, Софокла, Еврипи-
да и ряда римских классиков, но исследований почти не было,
потому что вся эта наука отошла на задний план. И я поэтому
должен был куда-нибудь деваться. Наши специалисты-
античники все разошлись, кто в экономику, кто просто начал
служить где-нибудь, ну а мне повезло. Я был действительным
членом Государственной Академии художественных наук. А
кроме того, я же имею музыкальное образование, я же скрипач,
учился в музыкальной школе во время гимназии, всегда имел
большой интерес к музыке, об этом писал и говорил, делал
доклады, и около 20-го года я уже был в Москве настолько
известен как музыковед и искусствовед, что стал
действительным членом Государственного института
музыкальной науки, а Консерватория пригласила меня
преподавать эстетику. Я с 20-го года до 31-го был профессором
Консерватории, где издал свою книгу ?Музыка как предмет логи-
ки?. На ее титульном листе значилось: ?А. Ф. Лосев, профессор
Московской государственной консерватории?.

Мне кажется, что если филолог не имеет никакого мировоз-
зрения и никакого миросозерцательного вывода не делает, это
плохой филолог. Потому что тогда тексты остаются в разбросан-
ном виде, необъединенные. Вот я, например, считаю, что антич-
ность вырастает на материальной, вещевой, скульптурной ин-
туиции, так я уже это считаю основным и стараюсь везде это ви-
деть. Это же не просто академическое оперирование с источни-
ками, здесь целое античное мировоззрение восстанавливается ?
вот что мне близко.

Хочешь мыслить ? бросайся в бездонную пучину мысли.
Вот и начнешь мыслить. Сначала, конечно, поближе к берегу
держись, а потом и подальше заплывай.

Отрицание чего-нибудь еще не есть определение. Если о
китайском языке ты знаешь только то одно, что ты не знаешь ни
того, что китайский язык существует, ни того, что его не су-
ществует, то это не значит, что китайского языка не существует
или что он есть бесконечность.

Чтобы ты действительно мог судить о пространстве трех
измерений, в котором ты движешься, тебе будет необходимо
оказаться в пространстве какого-нибудь высшего измерения, ну,
например, хотя быв четырехмерном пространстве. А иначе тебе
просто невозможно будет сказать, бесконечно ли на самом деле
то пространство, в котором ты двигаешься, или, может быть, оно
вполне конечное.

Структура ? это самое главное. Ведь без структуры нет ни-
какой раздельности. А сели в предмете нет никакой раздель-
ности, то это значит только то, что мы не можем приписать ему
никаких свойств, ведь всякое свойство предмета уже вносит в
него какую-то раздельность.

Учебники зачастую излагают предмет так, что сам собой
напрашивается вывод о бесконечном, однородном,
непрерывном и лишенном всякой малейшей кривизны
пространстве. В этой страшной бесконечности даже
бесчисленные галактики и скопления неведомых светил кажутся
заброшенными в одиночество и пустоту. При механической
связанности всех небесных тел эта бесконечность попахивает
каким-то трупом. Ну и структура же у тебя мирового
пространства! Это не структура, а какая-то тюрьма, если не
прямо кладбище. Однако это не больше и не меньше как миф,
созданный Ньютоном только в ХVII веке. Да и просуществовал
он самое большее два столетия. А теперь этот миф исповедуют
лишь учебники, да и то не все.
Ну а публика? Она, конечно, всегда плетется в самом
хвосте передовой науки. И немудрено, что с маленькой, узенькой
и ничтожнейшей точки зрения все тысячелетия человеческой
мысли трактовались как нечто детское, глупое и коренным обра-
зом противоречащее научному знанию.

Во-первых, то, что мир бесконечен,? это ничем не доказан-
ный предрассудок. Во-вторых, то, что мир конечен,? это тоже ни-
чем не доказанный предрассудок. В-третьих, то, что мир одно-
временно и бесконечен и конечен, но эти обе стороны мира не
общаются между собою как отдельные несоединимые области,
это тоже ничем не доказанный предрассудок. В-четвертых, если
тут перед нами не два каких-то противоположных царства, а бес-
конечность и конечность есть одно и то же, то это тоже будет
предрассудком без использования принципа структуры. Другими
словами, бесконечность и конечность тождественны, но это
определяется так, что бесконечность не одна, а существует
очень много разных типов бесконечности. Не зная типов беско-
нечности, бесполезно и говорить о единстве бесконечного и ко-
нечного.

Мыслить предмет ? это уметь отличать его от всего друго-
го, но вместе с этим отличением также и соединять его со всем
прочим, преодолевая возможные на этом пути противоречия и
противоположности.

 ΛΛΛ     >>>   

Вся действительность это только наше марево
Написал трагедию андромаха
Лосев А. Имяславие культуры православия

сайт копирайтеров Евгений