Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Типичные для того времени определения народности обычно включают в себя несколько взаимно связывающихся обязательных компонентов: реализм (вариант: правдивость искусства), идейная прогрессивность, глубина содержания, способность "служить интересам трудящихся масс", и, наконец, выражение национальной характерности.

Последний момент, однако, практически всегда корректируется в ограничительном смысле: национальная форма сама по себе не обеспечивает народности, т. к. она может быть рутинной и архаической. "Чрезмерное" развитие национальных элементов может даже повредить народности: плохо, когда искусство теряет связь с национальной "почвой", но, с другой стороны, эта связь также может стать слишком тесной и узкой, препятствуя влиянию "передовых идей", источником которых является мировая культура (111).

Принцип народности, поясняется в исследованиях советских авторов, нацелен против вульгарно классового подхода. Но народность сама по себе не противоречит классовости: народным является мировоззрение и культура того класса, который играет авангардную роль в исторически прогрессивном развитии общества, в борьбе трудящихся за свое освобождение. Народность "основной струи" художественной культуры, по мысли советских теоретиков, состояла в развитии прогрессивных элементов культуры господствующих классов, что не могло хотя бы отчасти не вести к духовному и политическому развитию масс. В этой связи народность трактуется как сложное, многозначное понятие, включающее в себя раз е смысловые аспекты: связь с фольклорной традицией, характер тем и сюжетов, воплощение народных типов и собирательного образа народа в целом, степень понимания глубинных тенденций истории (чем глубже оно, тем народнее произведение, т.к. народ в целом, в отличие от отдельных классов, всегда заинтересован в поступательном движении общества (112)), защита прав и достоинства простого человека, доступность по форме и содержанию и т.д.

В культурно-исторической деятельности различных классов на разных этапах истории реализовывались различные аспекты народности. Поэтому народными, но народными по-разному, могут быть различные по "классовому происхождению" явления. Кроме того, немалое значение имеют жанр и творческая индивидуальность художника. Так, эпическая, "богатырская" народность Бородина непохожа на лирическую народность Чайковского, и было бы крайней вульгаризацией сводить проблему к какой-то единой мерке, позволяющей оценивать народность великих художников методом прямых количественных сравнений.

В целом же в истории культуры можно выделить два основных "потока" народности. Первый из них - это непосредственное творчество народных масс и их идеология, второй - опосредованная народность художников, связанных с культурой и образованностью социальных верхов, но вместе с тем, в конечно счете, тоже питающаяся соками "народной почвы", образами, темами и мелодикой народной культуры (в одном из исследований этот тип творчества был очень метко назван "экспроприированной народностью" (113).

Специфическая идеологическая мотивация той установки на народность, которая была задана в конце 40-х годов, продолжала действовать достаточно долго. Обусловленное этой мотивацией давление постоянно давало о себе знать, порождая своеобразное противоречие культурной политики того времени: превознесение народности и одновременно какие-то внутреннее недоверие, страх, что предоставленная самой себе стихия народности выведет искусство, да и всю страну в целом, куда-то "не туда". Отсюда идет стремление подчинить народность каким-то "высшим" ориентирам, которые вроде бы и не противостоят народности и даже из нее "вытекают", но как-то так, что при этом сама народность отступает на задний план и стушевывается. Роль народа в культуре оказывается аналогичной его роли в политике: теоретическая власть принадлежит народу и его представителям, на практике же всем управляет Политбюро, которое, конечно же, не имеет иной цели, кроме как "служить трудящимся", чьи интересы и потребности оно понимает лучше их самих.

Противоречивое сочетание "установки на народность" и внутреннего страха перед нею вызвало к жизни весьма любопытные схемы, смысл которых состоял в том, чтобы сделать невозможным самостоятельное функционирование принципа народности.

Так, по всем правилам схоластической учености разрабатывается своеобразная иерархическая "народность", в основе которой лежит различение народности "подлинной" и "неподлинной". При этом критерии народности выносятся за ее пределы: решать, что является народным, а что нет, приходится исходя из каких-то иных соображений. Народность может фигурировать как самостоятельная тема только негативно, т.е. как отрицание "антинародных" течений. В положительном же смысле это понятие следует употреблять в концептуальных связях. Не случайно специализированных теоретических исследований по народности 50-е годы почти не дали. О народности как таковой говорить не то, чтобы запрещено, но не принято; говорить надо о народности и партийности. В запале идеологического рвения некоторые авторы даже утверждали, что народность, социалистический реализм и партийность вообще тождественны. Придет время, когда эти три термина не понадобятся, и можно будет говорить о едином принципе социалистического искусства (114).

Однако, несмотря на идеологическое давление, и в рамках предписанных ограничений, иногда на грани возможного, советские ученые продолжали вести работу по объективному изучению проблем художественной культуры. "Идеологический заказ" на народность также постепенно претворялся в серьезные исследования. После смерти Сталина и фактического демонтажа существующей еще с первых послереволюционных лет репрессивной системы степень интеллектуальной свободы заметно возросла, что не замедлило сказаться на качестве научной продукции. Уже на рубеже 50-60-х годов в стране вышел ряд новых серьезных работ и по народности искусства. Наряду с развитием ставших уже традиционными аспектов этой темы (вопросы фольклора, народного прикладного художественного творчества, национальное своеобразие искусства и др.), в этот период стали появляться и теоретические исследования, в которых были представлены новые подходы и точки зрения. Таковы, к примеру, исследования Ю. Лотмана, в которых проблема народности рассматривалась сквозь призму структурного анализа формирующегося демократического самосознания, а также типологического сопоставления различных концептов и различных платов русской дворянской культуры начала ХIХ века (115).

В целом же в работах советских исследователей разрабатывалась методология смысловой дифференциации понятия народности, позволявшая все более четко фиксировать и соотносить различные формы ее проявления. Поэтому, несмотря на идеологичность контекста, в рамках которого шла разработка проблемы, категория народности в советской эстетической мысли конца 50-х - начала 60-х годов начала как бы "раздваиваться". Продолжая существовать в качестве идеологемы (как в смысле "большой" идеологии, так и в смысле идеологии "малой", выражающей самосознание различных направлений в искусстве), она вместе с тем стала использоваться и в совершенно ином качестве - как собственно научное понятие, связанное не с утверждением тех или иных социальных и художественных проектов, а с объективным описанием художественных явлений и фактов художественной жизни. Хотя, разумеется, в реальном эстетическом и критическом дискурсе эти две различные логические ипостаси могли смешиваться, а научный смысл понятия подчас почти незаметно переходил в идеологические оценки.

Примечания:

91. Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 22. - С. 276.

92. См. Ленин и Толстой. - М., 1928. - С. 10 и далее.

93. Бухарин Н.И. Революция и культура. - М., 1993. - С. 106.

94. См.: Василенко В.М. Крестьянское искусство СССР / Вып. 1, 1927, вып. 2, 1928.

95. См.: Воронов В.С. Цит. соч. - С. 13-16.

96. См.: Луначарский А.В. Об изобразительном искусстве. - М., 1967. - С. 372.

97. Горький М. Собр. соч. в 30-ти т. - Т. 27. - М, 1953. - С. 305.

98. См.: Народное искусство СССР в художественных промыслах. - М.-Л., 1940.

99. См.: Ассоциация художников революционной России. - М., 1973. - С. 57.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Смысловой акцент в работах демократического направления постепенно переносится с культурно русской народность
В отношении тех явлений художественной культуры
Культуры
Народной гордости
В одной в обществе

сайт копирайтеров Евгений