Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Олицетворением ночи в западном искусстве часто являетсяженская фигура с белым (сон) или черным (смерть) ребенком – образ, передающийдвойственную символику ночи. Как и тьма, она связана с первобытнымистрахами перед неизвестностью, злом и силами Тьмы – ведьмами, злымидухами, отчаянием, безумием, смертью, но также зачатием, ростом,женским началом, сексуальностью, отдыхом, миром, сном, мечтами и обновлением.Позитивный символизм («тихая ночь», святая ночь») является столь же распространенным,как и негативный («ночь кошмаров»). Ночь часто изображалась как спокойностоящая фигура со сложенными крыльями, хотя греческая Нике, котораяносила одежду из звездного ночного неба и ехала в колеснице, запряженнойчетырьмя черными лошадьми, ассоциировалась с неумолимой судьбой.Ее детьми были не только Танатос (смерть) и Гипнос (сон), но также Фатум(судьба). На картинах эпохи Возрождения День и Ночь часто изображалисьв виде черной и белой крыс, грызущих время, символизируя его беспощадность.Символами ночи могут быть также полумесяц, звезды, ночные существа(например, сова), маки, маски.

Племена «охотников за головами» отрубали и сохраняли головыврагов, так как считали, что в них находится средоточие жизненных силпобежденных. Этот символизм был широко распространен вследствие верыв то, что голова – вместилище души. В Африке владение «кладовой души»имело большое значение для будущего урожая и вообще для процветания.Уважение к голове как к части тела, где концентрируется сущность человека,объясняет палеолитические ритуалы, при которых голову хоронилиотдельно от тела. Это может также объяснить, почему в некоторых культурахказнь через отсечение головы считалась привилегией, например, в Грециии Риме, а в Англии эта традиция действует и до сих пор для людей высокогоположения.

Обезьяна большая, бесхвостая – животное с весьма противоречивымсимволическим смыслом; ее почитали в Древнем Египте, Африке, Индиии Китае, но христианская традиция относится к ней с большим подозрением,отождествляя ее с пороком, страстями, идолопоклонством и дьявольскимиересями. Способности обезьян имитировать человеческое поведениешироко использовались для высмеивания тщеславия и глупости. В западномискусстве обезьяна обычно изображалась с яблоком в зубах, как символгрехопадения Адама и Евы, а позже, в более юмористическом ключе, какобраз художника-эпигона. В египетской иконографии бабуин являетсясимволом мудрости. Индийский бог обезьян Хануман олицетворяет храбрость,стойкость и самопожертвование.

Обезьяна мелкая, с хвостом, как и крупная бесхвостая обезьяна,имеет более высокий символический статус на Востоке, чем на Западе.Ее способность к подражанию и многообразие форм поведения делают еесимволику в целом противоречивой и позволяют ей олицетворять какположительные, так и отрицательные стороны человеческого поведения.В тибетской традиции бодхисатва Авалокитешвара (воплощенный в далай-ламе)первоначально явился в образе священной обезьяны, проявившей состраданиек великанше, от брака с которой и произошли шестеро родоначальниковнарода Тибета. Истории о королях-обезьянах встречаются также и в китайскихи индийских мифах, где они выступают в роли ловких и умных героев. Хануман,индийский бог обезьян, – символ плодородия, так же как и целительства,воин и верный спутник бога Рамы. В китайском искусстве гиббон символизируетматеринскую заботу. В Японии игрушечные обезьяны считаются талисманами,охраняющими детей. Известная символическая фигура «кочин»три обезьяны,которые не видят зла, не слышат зла и не говорят зла (резная деревяннаяскульптура находится в храме первого сегуна Токугавы в Никко), – чтоудивительно, символизирует мудрую осторожность, хотя в западной традицииобезьяны, наоборот, считаются олицетворением любознательностии болтливости. Эти резные фигурки считались на Востоке талисманом,охраняющим от клеветы.

Преступные намерения, похоть и жадность – качества, которыесимволизируют обезьяны в христианском искусстве; они также часто изображаютв карикатурном виде мелкие недостатки человеческой натуры или являютсяаллегорией подражательного искусства.

Египетский символ бога солнца Ра в виде каменного прямоугольногостолба, сужающегося кверху, который венчает четырехгранная пирамида,предназначенная, чтобы улавливать и концентрировать свет. Обелискииспользовали в качестве надгробных или памятных знаков, а возможно,и как эмблематические изображения всепроникающей мощи солнечныхлучей и бессмертия. Они также применялись в качестве пилонов в храмах,часто парами.

Мужское плодородие, физическое и духовное. Кроме того, чтооблака несут символику изобилия, как предвестники дождя, она такжесимволизируют Божественное Откровение и само присутствие Бога. Так,Бог Иегова в виде облачного столпа вел израильтян через пустыню; согласноКорану, Аллах вещает с облаков. В Китае облака, особенно розовые,символизируют счастье, а также вознесение на небеса. «Девятое облако»– мистический символ счастья.

Одеяние, символизирующее обет бедности в христианствеи в исламе. Имело особую значимость в Аравии: священное шерстяное облачениесуфийских мистиков означало посвящение после трех лет, проведенныхв сообществе аскетов, и было знаком следования закону, суфийскомупути и истине.

В мифологии и фольклоре антигерой, который для достижениясвоих целей полагается не на моральную и физическую силу, а на циничнуюсмекалку, хитрость и обман. Такими ловкачами были: Гермес в ДревнейГреции, герой Мауи в Океании и многие лукавые животные, такие, как заяц,койот и ворона в Африке, у народов Азии и среди индейцев Америки.

Боги-ловкачи и герои-пройдохи играли важную роль в формированииэгоистической, провокационной, непочтительной и проницательнойсторон человеческой натуры.

Древний ритуал, распространенный повсюду, кроме СевернойЕвропы, Монголии и индуистских регионов Индии. Наряду с тем что обрезаниеимело священное значение в обрядах инициации, существовал и гигиеническийаспект этой операции. Иудейская заповедь об обрезании мальчиков на восьмойдень после рождения имела как гигиеническое, так и символическое значениевведения новорожденного в сообщество «богоизбранного народа». Вхристианстве для этой цели применяется обряд святого крещения, а обрезаниене приветствуется. Кое-где еще обрезание совершается по достиженииполовой зрелости, как обряд перехода во взрослую жизнь, зачастую какдля мужчин, так и для женщин. Предполагают, что в более ранние временаобряд обрезания символизировал жертвоприношение, обрезанная плотьпри этом сохранялась как залог возможного бессмертия. Противоположнаяэтому гипотеза – что обрезание и мужчин и женщин было попыткой уничтожитьсексуальные различия между ними, при этом крайняя плоть считалась женскиморганом в мужском теле, а клитор – мужским органом в женском.

Кротость, смирение – христианский символ паствы, легко заблуждающейсяи поэтому нуждающейся в духовном лидерстве. «Паси агнцев Моих» – былоодним из последних слов Иисуса Христа (Евангелие от Иоанна, 21:5). «Заблудшаяовца» – введенный в заблуждение, несознательный грешник, «черная овца»– неисправимый грешник. Хотя овца в основном ассоциируется с тупостьюи недалекостью, монголы считают, что грудная кость овцы имеет пророческуюсилу.

Божественная энергия, очищение, откровение, преображение,возрождение, духовный порыв, искушение, честолюбие, вдохновение,сексуальная страсть; сильный и активный элемент, символизирующий каксозидательные, так и разрушительные силы. Графически огонь в алхимииизображался в виде треугольника, так как считался субстанцией, объединяющейтри остальные: землю, воду и воздух. На бытовом уровне огонь – это защитный,успокаивающий образ (огонь домашнего очага). Но он может быть и угрожающимобразом разрушительных сил природы.

Двойственное чувство: почитания и страха – лежит в основеритуалов поклонения огню. В древних и примитивных культурах огню поклонялиськак самому Богу, а позже – как символу божественной силы. Древние считалиогонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем рождаетсявновь – признаки, позволяющие предположить, что огонь – земное воплощениесолнца, поэтому он во многом разделял его символику. Благодаря тойроли, которую огонь играл в жизни людей, в большинстве мифологическихтрадиций он считался результатом божественной деятельности. Поэтомустоль часто встречаются легенды о похищении огня у небесных богов героями,такими, как Прометей, или о хитрых уловках, с помощью которых его добылиу подземных божеств, как, например, новозеландский мифический геройМауи (происхождение этих островов в результате вулканической деятельностивыглядит вполне правдоподобным).

Большинство культов огня были ужасающе кровавыми, в качествепримеров можно привести ацтекскую религию или ханаанский культ Молоха,в жертву которому приносили детей. Среди других ритуалов и культовпоклонения огню наименее жестокими выглядят традиции, существовавшиев Иране (из которых, в конце концов, и произошел ведический культ богаогня Агни), а также в античном мире, где с огнем были связаны боги сдоброй репутацией, такие, как Гефест (в римской мифологии Вулкан). Втех традициях, где огонь не являлся предметом прямого поклонения, онвсе же играл важную роль как мощный символ Божественного Явления (как,например, в Библии, Исход, 12:11, где «гора загорелась огнем» и Иеговаговорил из его середины с израильтянами); в христианстве огонь считаетсявоплощением Святого Духа.

В культуре индейцев Северной Америки огонь почитался какпроявление Великого Духа, они считали костер символом счастья и процветания,а солнце называли Великим Огнем. В буддизме огненный столп – один изсимволов Будды, а свет огня – метафора мудрости. В мистической традицииогонь часто символизирует союз с богом, хрупкость человеческого существования,конечность всего сущего. Отсюда и идея о негаснущем духовном огне,которую по-своему выразил У. Б. Йитс в поэме «Плавание в Византию»(1927): «Мудрецы, стоящие в святом огне Господа».

В христианском искусстве огонь – высшее испытание добродетелии веры; пылающее сердце – эмблема некоторых святых, таких, как святойАвгустин и святой Антоний Падуанский. Уверенность, что огонь может очищатьот зла, привела к зверствам инквизиции в средние века. В иудаизме огоньтакже считается символом воздаяния или защиты от зла: ангелы с огненнымимечами охраняли потерянный рай.

Символизм огня, связанный с воскрешением, персонифицированобразами птицы Феникс и саламандры и проявляется в пасхальных ритуалахримской католической церкви и православных церквей, во время которыхсвечи торжественно гасят и затем возжигают «новым огнем». Традицияновогодних огней происходит из обрядов магии, она символизирует возвращениесолнечного света и тепла. В Японии синтоистские ритуалы зажжения огняна Новый год связаны с попытками предотвратить разрушительные пожарыв наступающем году. В Европе с подобными целями гоняли через полялис (которые также ассоциируются с огнем) с привязанными к их хвостамфакелами. В Китае отвращающее беду значение имеют фейерверки, считается,что они отпугивают демонов.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В греческом мифедракон охранял золотые яблоки гесперид
По мере развития мифологии идея о могучем дереве
понское искусство составлениябукетов

Дыханиетесно связаны в мистическом символизме

сайт копирайтеров Евгений