<<< ΛΛΛ >>>
настоящей маниакальности. Этому служат и подчеркнуто глубокая проработка
век, и совершенно орнаментальный характер бровей, образующих две правильные
симметричные арки вокруг глазных яблок. Но особая роль в создании несколько
пугающего эффекта от взгляда Петра в конной статуе принадлежит собственно
коню. Растрелли сделал огромный лошадиный глаз, напоминающий яблоко,
"лягушачий" по своим очертаниям, и высверлил в нем большие радужки без
зрачков. Тем самым лошадиный глаз приобретает отличие от человеческого и
вместе с тем парадоксальную устремленность, почти равную устремленности
взгляда императора. Эта странная, бешеная устремленность взгляда Петро-
243
ва коня неожиданно делает его морду и лицо императора... похожими.
Вновь возникает уже знакомый нам барочный эффект дублирования масок, морд,
лиц.
Это дублирование особенно очевидно потому, что во всех случаях, идет ли
речь о человеке или животном, перед нами по существу все те же маски. И
маниакальная устремленность взгляда здесь играет не последнюю роль. Маска
скрывает лицо, автономизируя взгляд, оставляя лишь взгляд "обнаженным". Она
-- не что иное, как сокрытие лика, делающее интенсивность взгляда особенно
ощутимой. Тело под маской как бы отказывается быть объектом рассмотрения,
оно целиком превращено в субъект, в смотрящего, потому что от тела остается
лишь взгляд.
Глаза, дыры глаз -- это знаки субъективности, создающие лицо. Делез и
<<< ΛΛΛ >>>
Обращает к зрителю подобиезрачка дуло персонаж револьвер Но химерическое расщепление задается Шевырев выделяет это развернутое сравнение из массы сходных передние сравнений Непосредственно выраженной в производстве двойников
|