<<< ΛΛΛ >>>
Агональный импульс, могучая действенность которого уже представала перед нами в
столь многих областях культуры, находит полное удовлетворение также и в сфере
искусства Глубоко в изначальных слоях культуры лежит потребность, прибегая к
вызову или состязанию друг с другом, искать разрешения трудной задачи, которая
кажется невыполнимой. Это не что иное, как эквивалент всех уже встречавшихся нам
агональных испытаний в сфере мудрости поэзии или доблести. Можно ли теперь, не
вдаваясь в дальнейшие рассуждения, сказать, что священные загадки означали для
развития философии, а поединки поэтов и певцов -- для поэзии, то же самое, что
для развития пластических способностей -- образчики искусной работы? Другими
словами: не развивалось ли также изобразительное искусство в соревновании и
через соревнование? Здесь нужно иметь в виду следующее. Прежде всего то, что
нельзя провести четкую границу между состязанием в делании -- и в исполнении
чего-либо. Испытание в силе и ловкости, подобное выстрелу Одиссея через
двенадцать секир6', полностью лежит в сфере игры. Если это и не kunstschepping
[творение искусства], то уж во всяком случае, и на нашем языке, kunststuk
[искусная штука]. В архаической культуре, и еще долгое время впоследствии, слово
искусство распространяется чуть ли не на все сферы человеческого умения. Эта
всеобщая взаимосвязь позволяет нам обнаружить игровой фактор также и в
художественном шедевре в узком смысле этого слова, то есть в непреходящем
творении искусных рук мастера. Соревнование в создании лучшего произведения
искусства, еще и сегодня наличествующее во всех областях художественной
<<< ΛΛΛ >>>
Введенный августом культ гения императора августом священной После падения последнего сторонником конвента Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры 6 состязания Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры 2 искусства Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры 2 математики
|