<<< ΛΛΛ >>>
претендует на то, чтобы образы добродетелей в ее видениях принимали за
метафизические реальности. Она и сама предостерегает против подобного
представления8. Соотношение между увиденными ею образами и добродетелями
определяется через "обозначающие" глаголы: designare, praetendere, declarare,
significare, praefigurare [изображать, представлять, заявлять, означать,
воображать]. Тем не менее все они движутся в ее видениях совсем как живые. По
сути дела и в посещающих ее образах, передаваемых как мистическое переживание,
не содержится притязаний на абсолютную подлинность9. И у Хильдегард, и у Алана
поэтическое воображение неизменно витает между убеждением и фантазией, между
игрой и серьезностью.
В любом облике, от чисто сакрального до чисто литературного, от Пуруши в Ведах
до прелестных персонажей The Rape of the Lock [Похищения локона]8*,
персонификация остается чрезвычайно важной формой выражения человеческого духа и
вместе с тем одновременно игровой функцией. Да и в современной культуре
персонификация ни в коем случае не сводится к чисто искусственному и
произвольному занятию литературного свойства. Персонификация -- это привычная
форма ду-
138 Глава VIII
ховной деятельности, из которой мы в нашей повседневной жизни еще вовсе не
выросли. Кто не ловил себя снова и снова на том, что вслух и вполне серьезно
<<< ΛΛΛ >>>
Нашего времени Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры 12 вопросы Либо вообще последовательность основных стадий развития философии можно наметить в общих чертах сторона собственное Также ряд философских вопросов Верховное божество ведийской религии великан великана
|