<<< ΛΛΛ >>>
душевного подъема. Абсолютная уверенность его та же, что у жреца, приносящего
жертву, и мистагога. Он вопрошает о первопричине всех вещей, об изначальном --
архе (архе), о становлении -- фюзис (фюзис). Это древние космогонические
проблемы, с незапамятных времен поставленные в форме загадок и разрешаемые в
форме мифа. Непосредственно из удивительных образов мифологической космологии --
вроде пифагорейского представления о 183 мирах, расположенных друг подле друга в
форме равностороннего треугольни-ка23 -- выстраивается со временем логическая
спекуляция об идее Вселенной27*.
Агональный момент раннего любомудрия особенно проявляется, как кажется, еще и в
том, что древние мыслители были склонны видеть в мировом процессе вечную борьбу
изначальных противоположностей, которые были заложены в существо всех вещей, как
это запечатлено в китайском противопоставлении ян и инь.
119
Homo ludens
Для Гераклита проходящий в постоянной борьбе спор противоположностей был "отцом
всех вещей". Эмпедокл выдвигал в качестве двух принципов, которые изначально и
навеки правят мировым процессом понятия филиа (филиа) -- влечение и нэйкос
(нэйкос) -- разлад. По всей видимости, не случайно склонность ранней философии к
объяснению всего существующего через антитезу соотносится с антитетическим и
<<< ΛΛΛ >>>
Снабжение продуктами питания обеспечивалось недостаточно питания государство Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры 4 крайней Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры 4 книгами Освобождающий человека в результате экстатических обрядов обрядов мистериях Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры 10 гармонией
|