<<< ΛΛΛ >>>
жертвоприношениями эти состязания являются столь же существенной частью всего
действия в целом, как и сама жертва. Брахманы состязаются в jatavidya, знании
начал, или в brahmodya, что лучше всего передать как произнесение священных
имея"'. Уже сами наименования священной игры говорят о том, что вопросы, которые
они задают, касаются возникновения космоса. В различных песнях Ригведы прямо
запечатлены подобные состязания. В гимне I, 164 частично вопросы затрагивают
космические явления, частично разгадка соотносит их с теми или иными
особенностями ритуала жертвоприношения.
"Я спрашиваю тебя о крайнем пределе земли; я спрашиваю тебя, где пуп земли. Я
спрашиваю тебя о семени жеребца; я спрашиваю тебя, что есть высшее место речи"1.
В гимне VIII, 29 главнейшие боги описываются через их атрибуты в десяти типичных
вопросах-загадках, ответом на которые должно служить имя бога2.
"Темнорыжий один, переменчивый ликом, нежный и юный; златом он украшает себя
(Сома2*). Опустился в лоно, сияющий, мудрый между богами (Агни3*)" и т. д.
Достаточно долго в этих песнях преобладает характер ритуальных загадок, тогда
как отгадка опирается на знание ритуала и его символики. В этой форме загадок,
однако, непосредственно зарождается самое глубокомысленное мудрствование
относительно основ сущего. Грандиозный гимн X, 129 не без основания был назван
<<< ΛΛΛ >>>
Претерпевало сужение своего значения вероятным пользовании Культура в значительно меньшей степени разыгрывается Современному искусству необходима определенная степень эзотеричности Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры 2 гармония Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры 13 литературе
|