|
<<< ΛΛΛ
Можно предположить, что ряды стоящих мужских фигур и единичные "проросшие" мужские фигуры (рис. 66, 67, а) в вышивке связаны с образами низшей мифологии, которые включались в вышивку на протяжении ее многовековой жизни. В свете этих предположений становится более понятным название "лешаки", которым именовали антропоморфные фигуры в онежской вышивке. Очевидно, первоначальное значение их было забыто и затем заново осмыслено.
Что касается узоров, где представлены ряд мужских (рис. 67, б) и ряд женских фигур, то они напоминают хороводные игры, когда девушки и парни разделялись на две партии, выступая поочередно, как, например, в хороводной песне "А мы просо сеяли", носившей когда-то аграрно-продуцирующий характер.
Термин "паньи" для женских фигур в вышивке мог быть синонимом "барыни", но возможно и другое объяснение. Он сопоставляется со словом "панки" - так назывались в Архангельской губ. куклы, грубо вырезанные из дерева, схематично изображающие человека (нередко с выявленными женскими признаками), а также со словом "паны", известным на Севере в значении предков, которых поминали в определенные дни. Если вспомнить о важной функции полотенца - его роли в похоронных и поминальны
djvu
<<< ΛΛΛ
Позволяет в них видеть архаический пласт в вышивке Не названия вышивки изучаемого региона отражают бытовые реалии узор перястица Украинских представлений о русалке как духе растительности
|
|