Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ   

>

Пселл М. О сочетании частей речи

 

Ты спрашивал меня, ученейший, какая речь неприятна и сурова (Tracu) и в какие еще виды может она превращаться. Так знай же, что разные эти свойства бывают вызваны различным соединением (sunqhkh) слов. Учение о нем - самая главная часть риторики. Эта наука должна знать, в чем состоит гармония частей речи и умение придавать соединяемым частям желаемый вид, и еще должна понимать, как нужно преобразовать взятые части, т.е. убавить, добавить, изменить и как их надо приспособить для предназначенного им употребления. Есть две вещи, к которым должны стремиться сочинители стихов и прозы: наслаждение (h hdonh) и красота (to kalon). Ведь обеих их ищет слух. Бывает слог (lexiV) приятный, но лишенный красоты и, напротив, красивый (kalwV), но лишенный приятности (mh hdewV). У Фукидида и Антифонта Рамнусийского слог красив, но не услаждает слуха. А те, кто давал характеристику произведениям сократика Ксенофонта, нашли у него приятное (hdeian) сочетание (sunqhkhn) слов, но не нашли его красивым. У Геродота же сочетание слов имеет оба свойства: оно приятно и красиво. Вот четыре основных части такого сочетания (красивого и приятного): лад (meloV), ритм, изменение (metabolh) и сопутствующая им всем уместность (to prepon). Ведь слух услаждается, во-первых, красивыми ладами, затем - ритмами, в-третьих, - изменениями, а во всем этом - уместностью. Прежде чем говорить о них, скажем, что «наслаждение» (hdonh) включает в себя свежесть (wra), нежность (cariV), благозвучие (eudtomia), сладость (glukuthV) и убедительность (to piqanon) и тому подобное, а к «красоте» (to kalon) относятся великолепие (megaloprepeia), вескость (baroV), выспренность (ogkoV), торжественность (semnologia), величие (megeqoV), внушительность (axiwma) и им подобное. Ритма и перемен (metabolai) требует не только мелодичность в песнях и музыкальных инструментах, но также и слова. Ведь в словах для слуха приятны лады, привлекательны ритмы, слух любит перемены и ищет подходящего (to oikeion). Лад в речи - это некий промежуток в разных слогах, несущий на себе тяжелое или острое ударение. Часто повторять одно и тоже бывает противно до пресыщения, поэтому перемены типов речи делают ее приятной и непротивной. Во всем, думаю, надо соблюдать своевременность (kairon), потому что она - лучшее мерило приятного и несносного. Подобно тому, как речь бывает сладостной, бывает она и благородной (gennaia), равно и ритм бывает отточенный (glajuroV), бывает и торжественный (semnoV).

 ΛΛΛ   

Сочетание
Осипова Д. Образ женщины в анекдот связь эпох

сайт копирайтеров Евгений