Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Марченко А. Проблемы востребованности мифологической орнаментики в современной культуре

(Ростовская государственная академия архитектуры и искусства)

На современном витке своего развития мировая культура переживает переломный период в связи с измененными экономическими условиями и социальными ориентирами. Не в стороне от этих процессов находится Россия, ее культура. Традиции предыдущего этапа развития культуры распадаются, общество находится в поиске перехода в новое качество. Такая социальная ситуация побуждает обращаться к истории отечественной культуры, к мировой практике, переосмысливая прошедший путь развития человечества для того, чтобы опираясь на опыт наших предков, выявить механизмы, отрывающие возможности позитивной деятельности как отдельной личности, социальных групп, так и общества в целом. Многие современные государства переживают эпоху "национального ренессанса". Символы этнического самосознания народа получили возможность интегрироваться в элементы современной культуры и способствовать прояснению процессов, происходящих в глубокой древности, возможности их возрождения, толерантному отношению к своему прошлому и к взаимодействующим и воздействующим культурам современности (11).

Не случайно, поэтому все в большей степени представители гражданского общества, предлагая пути дальнейшего развития, поднимают в структурах власти вопросы возрождения наиболее ярких образцов российской культуры и проблемы опоры на явления, ставших символами пика развития культуры в определенные ее периоды. В связи с этим актуализируются возможность использования символов, определенных знаков прошлой культуры применительно к современным обстоятельствам, условия их бытования в наши дни.

История российской культуры содержит многочисленный перечень знаков и символов, претерпевших изменения, наслоения в различное время в результате влияния на русскую культуру культур соседних народов. В этой связи представляет определенный интерес дохристианский орнамент российского искусства, предстающий перед нами в разных уголках России: в деревянных избах российской глубинки, в ручных прялках, вышивках на полотенцах, в костюмах.

Орнаментальный мир старых деревушек стимулирует к воспроизведению древних преданий дохристианской Руси. Заря играет на кружеве наличников, в окнах домов, на резных карнизах крылец, на воротах, украшениях многочисленными и равномерно повторяющимися зарубками и надрезами. Первый свет встречает деревянный конек над крышей. Он напряг свои мускулы и, окунувшись в голубеющий простор, стремится вперед.

Куда скачет резной конь? Давний обычай украшать верх изб резными коньками полон символического смысла. Жилье, над которым возвышается конь, превращается в колесницу, мчащуюся на встречу древнему светилу. Само светило, верховное древнее божество обладало колесницей согласно мифологическим преданиям. Человек с помощью мощи своего творчества также обретает свою колесницу - дом, видоизменяющийся, трансформирующийся по форме, но сохраняющий свою суть. Идеи размещения жилища с учетом восточно-западного направления преемственно осуществляют символический смысл пребывания человека вместе с солнечной энергией, его опоры в своих делах на земле на эту естественную мощь.

Украшения на избах - также не досужий вымысел наших далеких предков. Приглядимся внимательно к сложному переплетению деревянных кружев, опоясывающих окна, крышу, крыльцо. Вдумаемся в смысл деталей наличников и причелин. Первое впечатление рождает мысль о том, что мастер вырезал сказочные узоры по прихоти, побуждаемые своей фантазией и стремлением к красоте. Более углубленное изучение тысячелетнего языка орнамента приводит нас к определенному смыслу, скрываемому от прямолинейного восприятия.

Орнамент - слово латинское, в буквальном переводе обозначающее "украшение", "узор". Академик Б.А. Рыбаков под содержательностью орнамента понимает определенный код культуры создававшего его человека. Предупреждая современников, разглядывающих затейливые узоры, он ориентирует на поиск их символики, смысла в орнаменте. Представление об орнаменте как бездумной, легкой и бессодержательной области искусства должно смениться на глубокое исследование тысячелетней мудрости народа, начатков его мировоззрения и первых попыток человека воздействовать на таинственные для него силы природы средствами искусства, отложившихся в народном орнаменте, как в древних письменах (3).

Наши далекие предки пользовались языком орнамента задолго до появления письменности. Человек вырезал на плоской доске дугу или просто вогнутую линию, и все понимали, что это - символическое обозначение радуги. Появление этого символа неслучайно. Оно связано с тем, что холодная снежная зима представлялась пращуру владычеством сил, враждебных людям. Весна с ее разливами, туманами, внезапными заморозками, потеплениями, дождями отождествлялись со схватками между зимой и летом, добром и злом. Как вестник победы, после долгих ожиданий на небе появлялась радуга. Судя по мифам древних славян, радуга означала союз, мост между матерью-землей и небом. От дружеского согласия последних зависела жизнь человека, урожай, благоденствие стад.

Вырезая на доске радугу в виде дуги или вышивая стежками ее на полотенце, древний славянин призывал на помощь себе добрые силы окружающего мира, отгоняя зло, пытаясь воздействовать на окружающий мир.

Обращает на себя внимание материал, на котором фиксировались орнаментальные изображения: дерево, полотно. Фиксация изображений на таком материале требовала терпения, мастерства, усердия. Чувство усердия содержит заведомую надежду на то, что данная начатая работа будут успешно завершена. Именно это чувство - чувство усердия обеспечивало успех трудоемкой деятельности резьбы по дереву или вышивки. Более того, изначальный материал обеспечивал главное - создание базы для передачи жизненно важной, суггестивной информации для общения человека с окружающим миром.

Люди долго помнили язык орнамента, передающий магическое значение ритмическим плавным завиткам, кружкам-розеткам, цветкам, травам, листьям, канавкам, зарубкам, фантастическим животным, обитателям подводного царства. Постепенно символический смысл треугольников, звезд, кругов забывался, но значение многих наиболее понятных изображений долго оставалось в памяти. Для деревенских мастеров эти узоры составляли красоту их миропонимания, мастер чередовал элементы узора, создавая все новые и новые вариации красоты.

Древние греки сказали первое рациональное слово о гармонии и мере, попытались ответить на вопрос: "Что такое "прекрасно" и что такое "красота"?

Возникает вопрос, имели ли к этому отношение наши предки-славяне?

"Никакого", - отвечал Н.П. Кондаков еще в начале века. Его многочисленные приверженцы и другие исследователи древнерусской культуры отказывались видеть у нашего народа свои собственные интеллектуальные корни. В предисловии П.Муратова к книге В.Никольского "История русского искусства" утверждается, что русская история никогда "не знала веяний искусства архаического", что Русь древняя и новая Россия "не участвовали в сложении некой возникающей художественной традиции но как та, так и другая, жили великой, уже сложившейся вне их традицией".

Н.Кондаков и его сторонники считали, что только с принятием христианства Русь вышла из состояния варварства и вступила в круг народов, строивших цивилизацию Европы. До этого же времени наши предки, по их мнению, представляли собой народ, решительно ничем не интересный, дикий, стоящий в стороне от культурно-исторического процесса, народ без истории, без корней, без древностей, без архаической основы. Аналогичных мнений было множество.

Полным опровержением таких суждений служит славянский орнамент, который создавал основы для гармонии на основе мифологического смысла и, несмотря на уничтожимость изначальных материалов, сохранился до наших дней. Это стало возможным, так как символический орнамент украшал почти все предметы быта у древних славян, начиная с гребня для волос и завершая украшением построек.

В своем историческом бытовании символический орнамент претерпел преемственную эволюцию.

Всякий миф уже становился символом благодаря своему буквальному понятию, замечал А.Ф. Лосев. Мифический смысл в орнаменте образовывал нечто новое, общее между красивым и полезным (4).

В доисторическую пору орнамент был грамотой для всех. Легко угадывается связь между ломаными прямыми линиями, маленькими кружками, пересекающимися черточками на черепках глиняных сосудов, обнаруженных в курганах. Этим примитивным орнаментом и знаками, олицетворяющими солнце, луну, звезды, ветер, воду, лес, вырубленными на обструганной доске, выражалась надежда принести удачу на охоте, обильный урожай на ниве, здоровье членам семьи. На глиняном сосуде узоры расположены в три пояса: вверху - волнистая линия, символизирующая воду; в середине - спирали, означающие как бы ход солнца по небу, точки - капли или косые линии в том же ряду - дождь, пересекающий путь солнцу; внизу - две параллельные линии, между которыми размещены зерна, олицетворяющие землю. Нехитрые узоры на простом глиняном сосуде отражали представления наших предков об устройстве вселенной, их мир. В орнаменте отразилась душа народа, его меткий наблюдательный глаз, неистощимая фантазия. Орнамент обладает поразительной устойчивостью. Из поколения в поколение, как замечает Б.А. Рыбаков, вышивали архангельские и вологодские крестьянки языческую богиню земли с поднятыми к небу руками, всадников, топчущих врагов, священные деревья и птиц, жертвенники и знаки огня, воды и солнца, давно забыв о первоначальном смысле этих знаков... (3). Руками мастериц-вышивальщиц красными и черными нитками на белом полотне был запечатлен культ богини - богини земли, плодородия, матери всего земного.

Методам древних вышивок обучают и в современных художественных вузах на основе проработки эстетической его стороны. Для разгадки сути древних орнаментов, требуется изучение той эпохи, когда впервые формировались основы смыслового значения орнамента, то есть нужно "опуститься в глубь веков на пять-шесть тысяч лет".

 ΛΛΛ     >>>   

Рассматриваемая нами культура обладала чертами традиционной культурой
Символы этнического самосознания народа получили возможность интегрироваться в элементы современной культуры
Лукашевская Я. Понятие мифологической картины мира и вопрос авторства в первобытном искусстве культуры

сайт копирайтеров Евгений