Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ   

>

Калмыкова С. Музыкальная эстетика в античной философии и раннем христианстве

Универсум платоновской мысли: Неоплатонизм и христианство. Апологии Сократа. СПб., 2001, с. 42-50

Античные мыслители рассматривали музыку как важнейшее средство воздействия на нравственный мир человека, как средство исправления и воспитания характеров, создания определенной психологической настроенности этоса личности . В соответствии с этим античная музыкальная эстетика разработала довольно четкую классификацию этических свойств музыкальных ладов, ритмов, мелодий, инструментов, выделяя те из них, которые представлялись более подходящими для воспитания мужественной, героической личности. При этом дорийский лад отличается "наибольшей стойкостью и мужественным характером", тут же лидийский лад, который наиболее "благопристоен" и потому более всего "приличествует юношескому возрасту". К ладам, которые следует исполнять в большой аудитории для того, что бы воздействовать на психику и волю слушателей относятся: гиподорийский или гипофригийский, используемые в трагедии и хоровом пении. Для выражения экстаза, восторга, вакхического опьянения относят фригийский лад. Его часто связывают с вакхической поэзией и культовой музыкой.

Ионийский лад характеризуется греками как мягкий, изнеженный и расслабляющий. Платон называет его "чувтвенным и застольным" и предлагает изъять из употребления. Лидийский лад характерен как грустный, плачевный этос. Платон называет его "жалобным" более подходящим женщинам, чем мужчинам.

При современной идентификации этих сведений главной трудностью является , то что мы не имеем полного о достоверного представления о характере музыки Древней Греции, о её реальном звучании. В целом все наши представления и суждения об античной музыке имеют главным образом теоретический характер и основываются на литературных источниках. Дело в том, что в музыкальной эстетике Древней Греции обнаруживается многие проблемы, которые обсуждались почти всей поздней эстетикой на протяжении многих веков её развития: проблемы-учения о природе музыкального подражания, теория музыкального этоса, пифогорейско-платонические представления о музыкальной космологии, связь музыки с поэзией, воспитанием, разработка практических элементов музыки и так далее.

В своих сочинения Платон также значительное место уделяет проблемам музыки. К проблемам музыкальной теории Платон обращается во многих своих диалогах: "Государство", "Законы", "Пир", "Федон", "Тимей", при том во многих самых различных аспектах: это учение о космической гармонии и учение о музыкальном этосе, и теория музыкального воспитания, и учение о плясках и "хорее" вообще. Одна из самых главных проблем музыкальной эстетики Платона - убеждение в космическом значении музыкальной гармонии. Так в "Тимее" он развивает теорию небесного гептахорда. По его словам, отношение между семью небесными планетами соответствует отношениям, которые лежат в основе музыкальных интервалов. От пифогорейцев Платон заимствует также движение в числовой природе музыкальной гармонии, которое он развивает в другом своём диалоге "Филеб". Однако помимо пифогорейзма, в музыкальной эстетике Платона существуют представления, которые выходят далеко за пределы пифагорейской традиции: если Пифагор и его последователи сводили музыку к количественным отношениям, к определенным числовым пропорциям, то Платон превосходно понимал, что сложная и богатая сфера музыкального искусства далеко этим не исчерпывается. Поэтому помимо измерения и исчисления в музыке надо опираться на опыт и непосредственное чувство. По словам Платона, музыка строит свои созвучия "не на размере, но на упражнении чуткости; такова же и вся часть музыки, относящаяся к кифаристике, потому что она ищет меру всякой приводимой в движение струны по догатке…". Этим самым музыка отличается от строительного дела, которое всецело основано на исчислении и измерении. Анализ Платоновских текстов показывает, что Платон вовсе не изгонял наслаждение из сферы музыки, напротив, он очень остро понимал и ощущал природу эстетического наслаждения. Наслаждение по его словам, то, что не приносит не вреда, ни пользы, но имеет цель в самом себе: "удовольствие служит правильным мерилом только в таких вещах, которые, хотя и не несут с собой пользы, истины и подобия, однако, с другой стороны, не доставляют и никакого вреда".

 ΛΛΛ   

В целом все наши представления
культура Как звучит фраза Я тебя люблю на разных языках мира

сайт копирайтеров Евгений