Пиши и продавай! |
Красивое сравнение, басенка, строки поэта – все это может скрасить и очень серьезную речь, нисколько не противореча ее серьезности. Лассаль свою знаменитую речь «Программа работников» заканчивает величественной картиной восходящего солнца. Вот тургеневский оратор – краснобай Рудин заканчивает одну из своих речей: «Помню я одну скандинавскую легенду, – так кончил он, – царь сидит со своими воинами в темном и длинном сарае, вокруг огня. Дело происходит ночью, зимой. Вдруг небольшая птичка влетает в раскрытые двери и вылетает в другие. Царь замечает, что эта птичка – как человек в мире: прилетела из темноты и улетела в темноту, и недолго побыла в тепле и свете.. "Царь, – возражает самый старый из воинов, – птичка и во тьме не пропадет и гнездо свое сыщет..." Точно наша жизнь быстра и ничтожна; но все великое совершается через людей. Сознание быть орудием тех высших сил должно заменить человеку все другие радости: в самой смерти найдет он свою жизнь, свое гнездо…. Рудин остановился и потупил глаза с улыбкой невольного смущения». Кони заканчивает свою речь о Гончарове: «На новом кладбище Александро-Невской лавры течет речка, один из берегов которой круто подымается вверх, когда почил Иван Александрович Гончаров, когда с ним произошла для всех нас обыкновенная история , его друзья выбрали место на краю этого крутого берега, и там покоится теперь автор Обломова , на краю обрыва ...» ВНЕШНЯЯ СТОРОНА РЕЧИ Мы уже не раз говорили, что оратор должен обращать внимание и на внешность речи. Скажем теперь о некоторых деталях этого вопроса. Внешние приемы должны придавать речи не только музыкальность, приятность для слуха, но и убедительность и поддерживать внимание слушателей. Среди таких приемов отметим: 1. Усиление через повторение отдельных фраз или одной и той же мысли, но в разной форме (усиливая и доводы), Вот, например, речь Антония в «Юлие Цезаре» Шекспира: «Римляне! Друзья, сограждане! Прошу у вас внимания. Я Цезаря пришел похоронить, а не хвалить. Вам Брут сказал, что Цезарь был властолюбив. Коль это правда, тяжкая вина, и за нее он тяжко поплатился. Он был мне другом верным, другом справедливым, но Брут сказал: "Он был властолюбив", а Брут, бесспорно, честный человек. В Рим много Цезарь пленников привел, их выкупом казна обогатилась; не это ль властолюбие его? При воплях бедняков и Цезарь плакал: так нежен разве мог быть властолюбец? Но Брут сказал: "Он был властолюбив", а Брут, бесспорно, честный человек. Вы видели, как в праздник всенародный я трижды подносил ему корону, к трижды он ее отверг: ужели и это властолюбие?! Но Брут сейчас назвал его властолюбивым, а Брут, бесспорно честный человек». Вот отрывок из речи Цицерона (построение однородных предложений): «Его слава будет вечно замарана кровью. Может быть, какой-нибудь безумец воспоет его победы, но провинции, города, деревни будут его оплакивать. Ему воздвигнут великолепные памятники, чтобы обессмертить его завоевания; но пепел стольких городов, некогда процветавших; но развалины стольких деревень, лишенных прежней красоты; но руины стольких стен, похоронивших мирных граждан; но столько бедствий, остающихся после него, – будут печальными памятниками, которые обессмертят его пустоту и его безумие». Речь Брута в упомянутом произведении Шекспира построена на усилении мысли однородными фразами и однородной конструкцией предложений: «Римляне, сограждане, друзья! Миртов. Живое слово оратора 11 соображения |
|
|
|