<<< ΛΛΛ >>>
«Сидит корова на березе,
Грызет валяный сапог».
Примеров таких «нескладух» можно привести сколько угодно,
и все они будут свидетельствовать о неистребимой потребности каждого
здорового ребенка всех эпох и народов внести нелепицу в тот малый, но
отчетливый мир, с которым он недавно познакомился. Едва только ребенок
уразумел окончательно, какие предметы съедобны, какие нет, он с радостью
стал слушать народную нескладуху о том, что
Жил-был Моторный на белом свету,
Пил-ел лапти, глотал башмаки.
Недаром в зарубежных детских антологиях так часто встречается
целый отдел «стихотворений без смысла». Вот одно из них, принадлежащее
Уильяму Рэнду (William Rand); оно так и озаглавлено – «Перевернутый мир»:
Если бы конь оседлал седока,
Если бы трава стала есть корову,
Если бы мыши охотились за котом,
Если бы мужчина стал женщиной, –
Весь мир перевернулся бы вниз головой103.
В сущности, все стишки, о которых мы сейчас говорили, суть
стишки о перевернутом мире.
По какой-то непонятной причине ребенка влечет в этот «перевернутый
мир», где безногие бегают, а вода горит, а лошади скачут на своих ездоках,
а какие-то Моторные вместо хлеба едят башмаки.
Выделив эти произведения детского фольклора в особую группу,
я дал всему их циклу название «Стишки-перевертыши»104 и попытался дознаться,
какова же их практическая цель в системе народной многовековой педагогики.
Я говорил себе: ведь не стал бы народ так упорно, в течение стольких столетий,
предлагать новым и новым поколениям детей такое множество этих своеобразных
произведений поэзии, если бы они не способствовали совершенствованию
психической жизни ребят.
И все же я долго не мог доискаться, в чем польза детского влечения
к игре в «перевернутый мир». Ни у русских, ни у иностранных писателей
я не нашел о нем ни единого слова.
В конце концов разгадка этого странного явления нашлась.
Но не в литературе, а в жизни.
К этой разгадке привела меня моя двухлетняя дочь.
В ту пору для нее, как и для многих детей ее возраста, являлось
источником сильнейших эмоций и напряженнейшей умственной деятельности
то незначительное само по себе обстоятельство, что петух кричит кукареку,
собака лает, а кошка мяукает.
<<< ΛΛΛ >>>
Чуковский От двух до пяти 10 сказать В свое восприятие речи ребенок уже с двухлетнеговозраста вносит критическую оценку Элегии кесария в Чуковский От двух до пяти 11 девочка Ухо человека
|