<<< ΛΛΛ >>>
– Мамочка, послушай стихотворение, которое я сочинил,
– говорит интеллигентский ребенок, четырех с половиною лет, и декламирует
такие стихи:
Поздно вечерком
В поле я остался,
Лошади наши не будут видеть,
Куда ехать. Ну, что же? Я заеду, где одеяло взять,
На холодной травке
Будем мы лежать139.
Это не проза и не стихи – это хаос. Попробуйте прочитать их
вслух, и вы увидите, что ребенок словно сразу оглох, сразу потерял чувство
стиха, еще вчера поражавшее своей остротой.
Особенно огорчали меня стихи восьмилеток – грамотных, благонравных
детей, которые для сочинения стихов прилежно садятся с карандашом
за бумагу и тем самым отрывают себя от каких бы то ни было ритмических
действий – от пляски и махания руками.
Правда, у некоторых особо одаренных детей тяготение к музыке
стиха, к его ритму сохраняется и в этот период, о чем свидетельствует,
например, в своей «Автобиографии» Александр Твардовский: приблизительно
на восьмом году жизни он сочинил одно стихотворение, в котором, по выражению
поэта, не было «ни лада, ни ряда, – ничего от стиха». «Но я, – говорит
он, – отчетливо помню, что было страстное, горячее до сердцебиения желание
всего этого – и лада, и ряда, и музыки, желание родить их на свет, и немедленно,
– чувство, сопутствующее и доныне всякому замыслу»140.
Именно в тот период, когда ребенок не имеет ни малейшей возможности
удовлетворить собственным творчеством свое «горячее до сердцебиения
желание лада и ряда», он чаще всего удовлетворяет его чужими стихами,
причем порою эти чужие стихи так интенсивно переживаются им, что он
по душевной неопытности готов считать их автором себя.
– Бабушка, – говорит восьмилетняя Вера, – запиши в тетрадь
стихи:
Безмолвное море, лазурное море!
– Но ведь это не твои стихи, это написал Жуковский.
– Да… Только это и мои тоже… Пускай это будут и его стихи, и мои
– вместе!
– Как же ты выучила эти стихи?
– Говорю же я тебе, что я их не учила; я сама их сочинила.
Ведь это же про Крым. Как же ты не понимаешь?
Вот типическое отношение восьмилетнего автора к творчеству
его великих предшественников. Точно такой же случай сообщила мне Е.В.Гусева
из Киева:
«Однажды утром Светик проснулся с озабоченным видом и потребовал,
чтобы я поскорее одела его.
– Я хочу написать стихи, только не детские, а для больших…
Светик сел к столу, взял карандаш и бумагу и задумался. Потом
говорит:
<<< ΛΛΛ >>>
Чуковский От двух до пяти 5 желанию Лет сорок тому назад я в ленинградском музее показывал моеймаленькой дочери чучело мамонта мамонты перекличка А равным образом за чтение книг его особенно преследовал учитель русскогоязыка Чуковский От двух до пяти 3 детство Потому через минуту он снова поет в командирку
|